12 шагов

Рассмотрим 12 шагов пути, который может привести нас к совершенно новому пониманию основополагающих понятий: реальности, времени, пространства.

Часть I. Преодолеваем три заблуждения

1. Объективность – это познание мира таким, каков он без участия сознания

Как известно, задача науки – открывать объективные законы природы. Из каких этапов строится этот процесс? Он начинается со сбора и анализа фактов, потом выдвигается гипотеза, далее проходит экспериментальная проверка, результаты которой обрабатываются, и появляется новая теория. Сознание человека устроено таким образом, что на каком-либо этапе могут вкрасться ошибки. Например, исследователь может не заметить нарушения логики рассуждений. Или провести эксперимент при некорректных условиях. Научный подход призван свести подобные ошибки к минимуму, посредством четкого следования правилам вывода теорий и проведения опытов. Получается, что потенциальным источником ошибок является сознание, а значит необходимо исключить его влияние на результаты познавательной деятельности – это и называется объективностью.  И это парадокс, поскольку именно сознанием мы познаем мир.  

Какие явления окружающего мира  попадут в поле зрения ученого, а какие останутся вне восприятия? Какие гипотезы на основе систематизированных фактов выдвинет  ученый? Как поставит эксперименты, а главное,  как интерпретирует их результаты?  Все это происходит в сознании, которое является источником вопросов, и вместилищем ответов.

Строгая логика рассуждений и методики проведения объективных экспериментов – не исключают роль сознания из процесса исследований. Это инструменты, которые помогают использовать сознание надлежащим образом.

И тогда становится понятно, насколько ключевую роль играет сознание в познании мира. Граница между объективным и субъективным становится менее четкой. К примеру, квантовая физика затрагивает вопрос влияния сознания наблюдателя на физическую реальность. Фактически происходит новое осмысление самих понятий реальности и сознания, а объективность приобретает относительный характер.

Все эти понимания позволяют усовершенствовать процесс познания, сделать его более эффективным.  Сейчас принято считать, что картина мироустройства расширяется по мере появления новых фактов. Но в действительности, новые факты не будут восприняты, пока не появится готовность сознания их вместить – это совершенно естественное свойство инерции сознания. История становления многих выдающихся открытий тому яркий пример.

Для выхода на глубинное понимание мироустройства ключевым фактором является развитие сознания. Только расширив границы наших представлений о реальности, мы постигнем природу времени и пространства.

 

2. Чем больше в теории математики, тем она ближе к истине

Математика – точная наука, и ее применение делает теорию более конкретной и проработанной. Но насколько сама теория адекватна реальности? Ведь математика позволяет обосновать все что угодно.

Хорошим примером является гелиоцентрическая теория Коперника (1543), и геоцентрическая теория Птолемея (II-й век). Как мы теперь знаем, первая теория более адекватно отражает действительность (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот). Суть теории Коперника формулируется семью принципами, а теория Птолемея  представляет собой сложное нагромождение математики. Эти усложнения приходилось вводить в теорию для того, чтобы она могла объяснить наблюдаемые особенности движения небесных тел. В теории Коперника, более простой по своей сути, необходимость в этих усложнениях отпала сама собой. Как мы видим, одни и те же факты можно объяснить множеством различных теорий.

В каком-то смысле и теорию Птолемея  можно считать верной. Представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли, было упрощенной моделью реальности, и эта модель работала: она позволяла объяснить видимое движение небесных тел и имела практическое применение. Можно сказать, что теория полностью соответствовала научным критериям. Несмотря на то, что гелиоцентрическая модель была предложена еще Аристархом Самосским за пять столетий до Птолемея, потребовалась еще тысяча лет для подготовки человечества и появления теории Коперника. Математически более простой, но фактически переворачивающей господствующие тогда представления о мире.

История имеет склонность повторяться, и XX-й век особенно богат на математизированные теории реальности. Например, лишь две тысячи человек на Земле способны оперировать уравнениями теории относительности. О чем это говорит? Есть еще один показатель того, что мы переживаем очередное  «тысячелетие Птолемея», суть его в следующем.

Что является для большинства людей наиболее сложным в понимании? Как правило, это узкоспециализированные, профессиональные знания, из незнакомой человеку области. Например, биолог пытается разобраться в принципах работы микропроцессора. Или художник вникает в алгоритм вычисления цены на фондовом рынке. Как выглядит попытка общения на профессиональную тему двух представителей разных профессий? Словно общение на разных языках – собеседники просто не понимают ни слова. Но если завести речь о чем-то, что есть в работе каждого из них, они смогут найти общий язык. Стоит им уйти от частных понятий, присутствующих только в узкоспециализированных областях знания, и начнется вполне свободное общение. Получается, что чем глубже мы уходим в частности, тем больше возникает деталей, и тем сложнее воспринимается информация. Тогда чем выше мы поднимаемся над частностями, и чем более глобально мы описываем мирозданием, тем проще становятся понятия. Универсальная теория, которая описывает все явления мира – является самой простой. Чрезвычайная сложность понимания основ какой-либо теории – это уже косвенный признак того, что эта теория описывает какой-то узкий круг явлений, либо же она не адекватна реальности, следствием чего является ее усложненность. Сложная теория живет в искусственном мире математических абстракций, и не имеет с реальностью ничего общего. Здесь важно понимать два момента. Первое: даже простая теория может снабжаться обширными математическими выкладками – но они дополняют главную суть теории, которая тем более проста, чем более теория гениальна. Второе: речь идет о сложности теории в плане ее перегруженности лишними деталями и понятиями, и в плане невозможности лаконичного объяснения главной сути теории. Но это не значит, что гениально простая "теория всего" элементарна в понимании - здесь возникает сложность иного плана, связанная с необходимостью расширения границ сознания (как в примере с теориями Птолемея и Коперника). 

Усложнять теорию гораздо проще, чем ее упрощать. Суметь увидеть мироустройство настолько глобально, чтобы соединить множество разрозненных явлений в лаконичной и простой теории – это действительно колоссальная задача.

 

3. Научное и эзотерическое знание несовместимы

История античности и средневековья сохранила для нас имена выдающихся людей, талантливых одновременно как в науке, так и в искусстве: Авиценна, Бируни, да Винчи, Ломоносов, Лейбниц, Юнг и др. По мере удаления от античности мы видим разделение науки на множество направлений, и нарастающий конфликт между человеком и природой. Кроме того, сформировалось жесткое противопоставление некогда единых областей знания, таких как астрономия и астрология, химия и алхимия, медицина и целительство. Конечно, в этом процессе можно усмотреть вполне резонные причины: по мере становления научного знания ошибочные, основанные на суевериях представления о мире вытеснялись достоверными знаниями (в современном понимании достоверности). Кроме того, объем накопленной человечеством информации так стремительно возрастал, что одновременно охватить множество наук стало непосильной задачей для одного ученого. Так сложился преобладающий ныне подход к познанию мира, в котором баланс между конкретикой и видением общего катастрофически смещен в сторону первого.

Физика (в переводе с греческого «природа») - это наука о самых фундаментальных законах мироздания. Чтобы установить эти законы, исследователи обобщают результаты наблюдений  окружающего мира. Но этот мир огромен и многообразен, он наполнен бесчисленным количеством явлений. Есть ли в них что-то общее? Что мы видим буквально в каждом уголке Вселенной, на любом ее уровне, от человека до метагалактики? Эволюцию. Мир находится в непрерывном состоянии развития – это наиболее очевидный, бесспорный, и всеобщий принцип. И конечно он должен лежать в основе любой теории, описывающей фундаментальные законы мироздания. Это отправная точка в рассуждениях, которые могут связать разрозненные явления в стройную теорию реальности. Физическую, а не философскую теорию. Лежит ли этот всеобщий принцип в основе хотя бы одной современной физической теории? Может ли теория, игнорирующая наиболее фундаментальный принцип мироздания, адекватно описать структуру реальности?

Сейчас все чаще можно услышать идею о соединении восточного и западного типа мышления, интуитивного и логического способа обретения знаний. Если провести аналогию с работой головного мозга, то речь о равноценном использовании его правого и левого полушария, соединение логики и интуиции. Это и есть целостное мышление, которое позволяет восстановить утерянный баланс, сместив фокус познания в сторону видения общего, на золотую середину. Как известно, за восприятие деталей отвечает аналитическое (ныне доминирующее) мышление, а синтетическое как раз позволяет связывать явления способом, недоступным логике. Сейчас эта форма получения знаний находится за границами науки. Соединить синтетическое и аналитическое мышление – вполне решаемая задача, и как было показано выше, это единственный путь выхода на новый уровень миропонимания.

Интуиция – это тот инструмент, которым пользуется каждый исследователь, даже если его работа регламентирована строгой рациональной методологией. Под соединением научного и эзотерического знания не подразумевается отказ от методов науки, и превращения процесса исследований в религию. Речь о новом понимании основополагающих принципов бытия: всеобщего процесса эволюции, универсальных законов протекания этого процесса, единстве человека и окружающей его Вселенной. Это такой подход к познанию мира, при котором исследователь сохраняет видение всеобщего единства, даже изучая отдельно взятое явление.

[продолжение следует]

 

    (t) 2011-2013