Вне Времени (The Lovers)

http://www.kinopoisk.ru/film/445456
Премьера: 28 мая 2015

Почему я пошел на этот фильм, несмотря на его низкие рейтинги и запутанную историю выхода (снимался с 2010, под другим названием и пр.)? Как исследователю времени, мне было интересно увидеть еще один фильм, причем не просто о путешествиях в прошлое, а о перемещении туда сознания. Связь времени и сознания - это чрезвычайно интересная и важная тема в нашей работе, раскрывающая вопрос "что такое время" с совершенно другой стороны.

Другое дело, что люди очень редко представляют себе машину времени в таком виде. За многие десятилетия устоялись определенные "каноны": нужна машина/прибор/будка, переносящая человека в иное время, где начинаются парадоксы, поломки этой самой машины и прочие приключения. Полет сознания в прошлое - для фантастики случай куда более редкий. Может быть потому, что упрощенная версия такой машины времени имеется у каждого (память)? Или же этот подход только зарождается, и не успел прорасти в умах людей? Скорее второе, и если фантастики о хронопутешествиях сознания относительно немного, то реально исследовать этот вопрос почти никто и не пытается. К счастью, прогресс в данном направлении наблюдается. Говоря о фантастике, можно вспомнить такие примеры, как сериал "Квантовый скачок", фильмы "Исходный код", "Бойфренд из будущего". Но вернемся к фильму, сюжет которого описан следующим образом.

"На Большом Барьерном рифе семейную пару постигло страшное несчастье. Археолог-подводник Джей Финнел (Джош Хартнетт) вместе с женой исследует торговое судно XVIII века, затонувшее при таинственных обстоятельствах. Во время погружения происходит несчастный случай, и жена Джея начинает тонуть. Пытаясь спасти её, он получает серьезное ранение, которое приводит к коме. Борясь со смертью, герой переступает границы реальности и переносится в Индию 1778 года. В другом, незнакомом ему мире, он начинает жить жизнью британского офицера Джеймса Стюарта, поглощенного страстью к прекрасной женщине. Что же выберет Джей: остаться в мире прошлого и сражаться за любовь воительницы Туладжи или вернуться в реальный мир и бороться за собственную жизнь?"

ВНИМАНИЕ! Начинаются спойлеры!

Зритель сталкивается со следующей проблемой: в фильме нет путешествий во времени. Приведенный сюжет кочует с сайта на сайт, и не соответствует реальному содержанию фильма (скорее всего его значительно переделали уже после анонсирования). Герой не попадает в Индию 1778 года, туда переносится действие фильма. Джей продолжает лежать без сознания в будущем, судьба Джеймса в XVIII веке стремительно закручивается, при этом он остается самим собой (правда, их внешность идентична). Между индианкой Туладжи (прошлое) и женой Джея (будущее) нет даже внешнего сходства. Соответственно, никакой "борьбы за возвращение" не происходит, поскольку возвращаться просто некому, на протяжении фильма параллельно развивается два сюжета (в основном история прошлого, лишь ненадолго действие переходит в будущее). Как кольцо попало на корабль, который обнаружили в будущем на дне океана? Каким образом в конце фильма появилась Туладжи? Нестыковки, обманули с сюжетом - на этом все, из фильма нечего извлечь?

Напротив, но для этого нужно взглянуть на сюжет под другим углом. Все начинается с подводных поисков Джея и его супруги. Если посмотреть на это с позиции архетипов, знакового символизма, вода - это символ эмоционально-чувственного мира отношений. Фильмы о ныряниях и подводном плавании (см. напр. "Санктум") повествуют о стремлении людей познать глубину отношений, найти в них потаенные проблемы, и преодолеть их. И наоборот, фильмы о покорении гор, восхождении на вершины - это символы познания мужских качеств, устремленности, отваги, открытий нового. Погружение вскрыло глубинные проблемы, сюжет перемещается в прошлое, где внешнее сходство офицера Джеймса с подводником Джеем явно намекает на их реинкарнационную связь (подобно фильму "Облачный атлас"). С этой точки зрения, действительно происходит перемещение в потоке времени, мы видим истоки того, что случилось в будущем. Джей находится в коме, и словно бы заново проживает события своего предыдущего воплощения. Я думаю, что в первоначальной версии сценария (от которой возник текст сюжета) скачок в прошлое был показан явно, в финальном варианте фильма это осталось на самостоятельное осмысление. Почему Туладжи и жена Джея не похожи - это вопрос, может быть сценарист не хотел проводить параллель столь очевидно. Но параллель эта все же прослеживается: в каком-то смысле из-за действий Туладжи погибает Джеймс, и спустя два века ситуация повторяется, теперь с его женой. И конечно же двойное кольцо, связывающее людей сквозь пространство и время. В прошлом с этим кольцом сюжет вполне понятен, но его роль в будущем на первый взгляд загадочна. Вообще, фильм с этого начинается - супруги нашли кольцо на дне океана, и оно им сразу срезонировало, вызвав целую гамму переживаний (особенно у жены Джея). Ради этого кольца она совершает роковое погружение - казалось бы, зачем? Это еще одна подсказка, она словно бы подсознательно помнит трагедию прошлого, и то, как кольца связывали ее (в том времени - Туладжи) с мужем (в том времени - офицером Джеймсом). Стремление исправить свою прошлую ошибку, погружение ради этого кольца на дно - и история повторяется. Потом, ближе к концу фильма, героиня необъяснимым (опять же, на первый взгляд) образом прозревает, все-таки достает кольцо, и одевает на палец мужа, искренне веря, что он выйдет из комы. Без понимания описанной цепочки данные действия могут показаться зрителям просто абсурдными. Вдруг появляется Туладжи со второй половиной кольца (механизм ее перемещения в общем-то, не важен), две родственные души наконец воссоединяются.

Теперь все в фильме обретает логичность, и получившийся в итоге сюжет куда более интересен того, что был в описании фильма. Нет никакого выбора между тем, с кем остаться - это развитие истории любви сквозь время. Через фильм красной нитью проходит тема связи людей (и событий) через пространство и время. В одном из кадров даже упоминается квантовая запутанность частиц. Режиссер словно бы показывает нам (возможно, сам того не осознавая) идею вневременной связи, используя для этого образы разных времен (кольца в прошлом, квантовая механика в будущем). Даже перевод фильма "The Lovers" как "Вне Времени" выглядит вполне оправданным. Картинка сложилась окончательно.

Выводы: вряд ли фильм заслужит популярность, но если вы поклонник темы времени, то посмотреть стоит. Тем более, что при желании из вполне обычного фильма можно извлечь захватывающую историю.

    (t) 2011-2013