Трилогия "Назад в Будущее"

Этот фильм заслуженно считается шедевром фантастики, и сложно найти человека, которого он оставил бы равнодушным. А теперь вопрос: вы можете сказать, о чем этот фильм? До сих пор я был уверен, что знаю ответ на этот вопрос.

А на деле, за увлекательным сюжетом проглядывают куда более масштабные вопросы, нежели путешествия во времени. Самое важное, что идея фильма имеет практическое применение в жизни каждого из нас, но обо всем по порядку.

Суть вопроса начинает открываться уже через название: как можно попасть в будущее, двигаясь назад?

Ответ (применительно к жизни человека) заключается в том, что, только проработав прошлое, нам открывается путь в будущее. Вначале первой части трилогии нам показывают семью Марти (главного героя), где все не очень гладко. Безвольный и слабохарактерный отец, пристрастная к спиртному мать, нереализованные и конфликтные брат с сестрой. Если рассматривать сородичей Марти как отражение его самого, то становится понятно: прошлый опыт Марти нуждается в серьезной проработке. По сюжету Марти попадает на 30 лет в прошлое (цифра очень близка к циклу вращения Сатурна в 29,46 лет), где встречает своих родителей, и сам того не желая, мешает их знакомству. Почему он встретил там своих родителей, теперь уже понятно: истинная цель этого фантастического полета во времени –  улучшение фамильного древа. Марти должен сделать так, чтобы его родители встретились, иначе он просто исчезнет. Преодолевая множество препятствий, он выполняет эту миссию, попутно помогая своим будущим  родителям преодолеть свои недостатки. Вернувшись в свое время, Марти видит, что все изменилось: в его семье теперь царит мир и гармония.

Не успел он опомниться, как его ждет новое путешествие, теперь уже на 30 лет в будущее. Работает все тот же "закон скрипичного ключа": насколько он смог углубиться в прошлое, настолько ему открылось будущее. На этот раз его задача помочь собственным детям (в будущем), которые, по-видимому, страдают все теми же родовыми искажениями. Путешествие в прошлое очень изменило Марти, его родственники кардинально преобразились, но сам он еще не до конца преодолел несовершенство, которое, естественно, передалось детям. Во второй части трилогии Марти уберегает своих детей от несчастий, но его собственное преображение еще впереди. В третьей части трилогии его ждет еще одно путешествие, на 100 лет в прошлое. Происходит глубокое погружение в корни фамильного древа, Марти встречается со своими пра-пра родителями. Он проходит суровые испытания, и наконец, преодолевает гордыню. Раньше я много думал: ну почему же не снимут еще одну часть (Роберт Земекис категорически против римейков и продолжений трилогии). В свете сказанного все просто: проблемы фамильного древа решены, в очередном витке спирали (в более далекое будущее, на 100 лет вперед) уже нет необходимости. 

 

Линии времени

Завершив тему фамильного древа, для любителей темы парадоксов времени хочу добавить следующее. На просторах интернета мне как-то попалась любопытная схема:

Схема показывает те потоки времени (варианты развития событий, параллельные реальности), которые образовались на протяжении всей трилогии. Проще всего эту схему прочитать двигаясь сверху вниз, скользя по красной линии. Изначально была только реальность 0, без каких-либо полетов во времени.
Первое ответвление потока времени произошло благодаря путешествию собаки по кличке "Эйнштейн" на одну минуту в будущее.
Следующая реальность образовалась при перемещении Марти в 1955 год.
И так далее, при каждом полете во времени образуется новая реальность. Если попробовать эту схему осмыслить, то можно увидеть определенные неточности, например:

  1. Когда Эйнштейн переместился в будущее на одну минуту, ветвление реальности произошло (0->1), но почему при возврате Марти из 1955 года этого же эффекта не наблюдается (он остается в реальности 2)? Чем эти два перемещения в будущее отличаются друг от друга?
  2. Ответвление 3->5, где Марти, Док и Дженифер возвращаются из 2015 в 1985. Мы помним, что они попадут в "альтернативный 1985", где Биф - богат и женат на матери Марти. То есть фактически, они попадают в реальность 4, созданную вмешательством Бифа в прошлое. Но на схеме мы видим странное: реальность 5 "отпочковалась" от реальности 3, а не 4.

Второй пункт - это вообще очень спорный момент фильма. Если старый Биф улетел из 2015 года в прошлое, и существенно изменил ход истории, он создал альтернативную реальность, и возвращаясь обратно в 2015 год, он бы попал в будущее этой новой реальности. Вряд ли в этой реальности Док, Марти и Дженифер вообще были бы в той точке пространства-времени. Ну а с точки зрения "наших" героев, которые остались бы в реальности 3, старый Биф просто не вернулся бы из прошлого - ведь он стал жителем альтернативного потока истории.

Несмотря на эти спорные моменты, фильм таит в себе немало загадок, предметов обсуждения, и его фактически можно использовать как наглядный атлас при изучении хронофизики! При этом, как художественное произведение, трилогия остается для многих людей одним из самых любимых фильмов. 

  • Серый Волк: Ещё рекомендую Фильм "Машина времени" - потрясающая и изобретательная приключенческо-фантастическая картина от режиссера Саймона Уэллса, которая поставлена по классическому роману его великого прадеда - Герберта Уэллса. Гай Пирс исполняет роль Хартдегена, изобретателя из Нью-Йорка начала прошлого века, совершившего перелет в прошлое и собирающегося посетить будущее. Но по случайности ученый совершает прыжок ... аж на 800 тысяч лет вперед, в примитивный земной рай, где у него появится возможность спасти остатки человечества от ужасного проклятия... http://rus2045.com/video/vip/1227/kinozal_luchshie_filmy/mashina_vremeni_film_the_time_machine_2002
  • Игорь Зимаев: Хороший фильм) Если читали оригинальный рассказ Уэллса, там некоторые моменты отличаются конечно. Например, девушки там вообще не было, соответственно у путешественника был другой мотив полета в далекое будущее. Мне в фильме понравились сцены полета сквозь время, фильмов на данную тему я видел очень много, но таких красочных экранизаций перемещения в будущее нигде не видел. А вот про разделение человечества на элоев и морлоков - здесь сразу видно, что Уэллс мыслил масштабно, даже 100 лет назад понимал тенденцию, явно проступающую на поверхности реальности только в наше время: человечество неминуемо поляризуется, разделяется на 2 ветви эволюции. Условно: идущие в будущее по пути интеграции человека и мира, и идущие в прошлое, т.е. отстаивающие выгодный для себя образ потребительской жизни, опираясь исключительно на техногенные достижения в ущерб нравственному развитию.
(t) 2011-2013