Время и Сознание

Ход времени воспринимается человеком по-разному в зависимости от совершаемых в настоящий момент действий, настроения, возраста, состояния здоровья и ряда других факторов. Находясь на празднике человек не замечает, как летит время, стоя в очереди ему кажется, что время застыло. Дни в детстве тянутся очень долго, а с возрастом начинают лететь все быстрее. Подобные явления мы обозначаем как «субъективное время», этот термин наиболее точно отражает суть явления. Как именно работает связка время-сознание? Существует ли время вне сознания? Об этом цикл статей.

Сразу несколько примеров проявления субъективного времени можно найти в цитате Клодии Хэммонд: «Время постоянно нас удивляет, к его проделкам невозможно привыкнуть. Отпуск заканчивается, едва успев начаться: только вы заселились в гостиницу, как уже пора в обратный путь. Но стоит вам вернуться, возникает ощущение, будто вы не были дома целую вечность». Время, проведенное в интернете, пролетает с огромной скоростью, а минута ожидания работы микроволновой печи может показаться бесконечной. Через несколько страниц мы вернемся ко всем этим чудесам, чтобы дать им понятное объяснение.

Тот факт, что восприятие времени субъективно, был замечен очень давно: уже в IV веке н.э. концепцию субъективного времени развил Августин Блаженный. Здесь важно заметить, что субъективность восприятия времени не означает, что время само по себе субъективно.
Понять механизмы субъективного времени для нас очень важно: это не только один из фрагментов мозаики «что такое время», но и крайне актуальный для каждого человека вопрос.

95,2% людей замечают ускорение времени с возрастом. Это ощущение постоянного опоздания, невоплощенных планов и тающего времени приводит к т.н. «синдрому упущенного времени», которым в той или иной мере страдает 71,4% опрошенных! Понимая то, как работает субъективное время, всем этим людям можно оказать реальную помощь.

В повседневности мы редко вспоминаем о том, что каждый человек живет в своем ритме, и иногда эта рассинхронизация создает трудности:
 - ты скоро закончишь эту задачу?
 - да, да, скоро!
При этом «скоро» в понимании первого человека может быть день, а второго – один час. Когда процесс взаимодействия людей четко организован (например, в бизнесе), субъективные оценки обычно стараются заменять конкретными сроками («когда?» вместо «скоро?»). Требование более конкретных сроков нарушает комфорт человека, но ведь фактически так происходит синхронизация несовпадающих у разных людей скоростей субъективного времени.

Иногда субъективность восприятия времени может приводить к фатальным последствиям, описан следующий случай:
Во время полета по маршруту загорелся самолет. В составе экипажа находились кроме пилота еще два человека. Исход создавшейся ситуации: летчик катапультировался, остальные члены экипажа погибли, хотя в их распоряжении тоже были катапультные установки. При расследовании катастрофы выяснилось, что пилот (командир корабля) перед катапультированием подал сигнал оставить самолет, однако, по его заявлению, не получив ответа, ждал несколько минут. Фактически же промежуток времени между моментом команды и моментом катапультирования составлял лишь несколько секунд. Остальные члены экипажа за этот промежуток времени не смогли подготовиться к катапультированию, так как для осуществления его на самолете требовалось произвести несколько рабочих операций.

Скорость, в том числе скорость времени – понятие относительное. Когда мы говорим об изменении скорости течения субъективного времени, эталоном является внешнее время, отмеряемое какими-либо часами. Если собрать в одной комнате несколько людей, запустить секундомер (они не видят его показания), и попросить всех «поднимите руку, когда по-вашему пройдет минута», то лишь у малого процента людей длина внутренней минуты совпадет с минутой, отмеряемой часами. Кто-то поднимет руку раньше (он думает, что минута уже прошла, т.е. его субъективное время ускорено), а кто-то наоборот позже. С точки зрения мат. статистики будет наблюдаться обычное распределение Гаусса.

Описанный тест давно известен в медицине и психологии под названием «длина субъективной минуты», используется как одна из составляющих диагностики ряда заболеваний, и его возможности еще не раскрыты до конца. Сейчас мы не будем вдаваться в тонкости этой методики, отмечу лишь то, что считать секунды про себя не нужно (такая методика тоже есть, но предназначена она для других целей).
Поражает тот разброс, который наблюдается в оценке минутных интервалов разными людьми, в моей практике это от 40 до 90 секунд. Конечно, длина субъективной минуты может варьироваться и у одного человека, пусть и не в таких пределах.

Ускорение и замедление времени часто путаются между собой, разберем этот момент подробнее. Когда время (события окружающего мира) ощущается быстро летящим, длина субъективной минуты больше реальных 60 секунд, субъективное время замедлено (а не ускорено!). Пока по ощущениям человека прошла минута, мир в действительности ушел вперед больше, чем на минуту, отсюда ощущение что события происходят слишком быстро. И наоборот: время кажется застывшим, когда субъективная минута равна, к примеру, 30 реальным секундам. Пока в мире прошла минута, человек уже дважды отмерял минуту в своем сознании, с его точки зрения все вокруг слишком замедлено.

Существующие теории
Попытки создания научной модели субъективного времени, конечно же, предпринимались многими исследователями. Проблема в том, что единой теории так и не было создано (поскольку это невозможно без переосмысления понимания времени как такового, которое в науке пока не произошло). Можно выделить три основные модели восприятия времени:
1. Модель биологических часов (Хогленд): чем выше температура тела, сердцебиение и пр. ритмы организма, тем быстрее время. Это одна из первых теорий, связывающая скорость течения субъективного времени со скоростью протекания процессов в организме (которую нередко выделяют в самостоятельное понятие «биологическое время»). 
Эксперимент: водолазы, проходящие глубоководное погружение. Температура их тела при этом уменьшалась, и проходя тест на длину минуты сразу после погружения, они демонстрировали: их субъективное время замедлилось. И наоборот, когда человек болеет с высокой температурой, скорость химических реакций (а значит и биологических процессов) становится выше, и окружающий мир кажется «медленным», время начинает тянуться.

2. Когнитивная модель (Орнштейн): чем больше запомнилось событий, тем дольше кажется этот период времени.   
Эксперимент: испытуемый в течение минуты слышал несколько звуковых сигналов, затем опыт повторялся, но количество сигналов в минуту было больше. Человек не знал, что эти два промежутка времени одинаковы, и ему казалось, что второй (где событий, т.е. звуковых сигналов было больше) промежуток длился дольше, чем первый.

3. Когнитивно-аттенционная модель: внимание расходуется на обработку стимулов и на ощущение времени. Иными словами, внимание – это ограниченный запас энергии, если мы поглощены происходящими (очевидно, приятными) событиями, то на ощущения хода времени ничего не остается. Если же сосредоточить все внимание на ожидании (например, стоя в очереди), то ощущение времени значительно усиливается.

На мой взгляд, эти модели принципиально отличаются друг от друга, они описывают совершенно разные случаи изменения субъективного времени, и противоречий между ними по-сути нет. Одна говорит о процессах в теле, другая об интенсивности воспринимаемых событий, третья – о внимании.
Попытаемся привести все в систему, и развить более универсальную модель субъективного времени, способную объяснить имеющиеся факты. Точнее говоря, моделей будет две, поскольку на мой взгляд существует два совершенно разных вида субъективной оценки времени.

Ход и наполненность
Ощущение хода времени относится к «здесь и сейчас», это оценка того, как летит (или тянется) время в процессе того, чем человек занят в данный момент. Например, увлеченно играя в компьютерную игру ребенок отмечает «как быстро время летит».
Наполненность времени – это оценка насыщенности событиями некого отрезка уже прошедшего времени. Например, находясь в путешествии, полном новых впечатлений, человек ближе к вечеру говорит «неужели все это было сегодня? Какой же длинный день».
Связаны ли между собой ход и наполненность? Пока что (для упрощения понимания) будем считать, что нет: день может быстро пролететь или медленно тянуться, и после этого ощущаться наполненным, или наоборот, пустым. В одной из следующих статей мы рассмотрим эту тему более подробно.

Модель хода времени
Начнем с хода времени, и нарисуем следующую картинку:

 

Длина субъективной минуты равна 60 реальным секундам. Внутренние часы человека тикают в такт с часами внешними, время человека полностью синхронно времени окружающего мира, и поэтому у него нет ощущения что время летит, или наоборот тянется.
Теперь рассмотрим две другие ситуации, когда субъективное время ускорено (и мир кажется застывшим), и когда оно замедленно (и время ощущается стремительно бегущим):

Из таблицы видно, что ощущение тянущегося времени вызывается разнообразными причинами, суть которых одна: происходит ускорение внутренних процессов (физических, психологических). Это детство (когда происходит интенсивный рост организма и обменные процессы ускорены), это высокая температура тела, действие веществ, возбуждающих нервную систему, и главное: это стресс. Любая ситуация, нарушающая равновесное состояние человека (тревога, переживания, или наоборот, яркие позитивные эмоции от новых для человека событий) запускает в организме реакцию адаптации, организм инстинктивно переходит в «боевой» режим: внутреннее время ускоряется. Отравляясь в путешествие человек из привычной среды попадает в поток новых впечатлений, и хотя они связаны с исключительно позитивными эмоциями, для организма это стресс, в нем начинается перестройка, и внутренняя время ускоряется.

Время летит, когда внутренние процессы замедлены, это происходит в старости (когда большинство обменных процессов замедляется), при снижении температуры, усталости, приеме успокоительных, и в случае отсутствия стресса. Занимаясь любимым делом, веселясь на празднике, читая захватывающий рассказ – человек пребывает в комфортном для него состоянии, организму не требуется включать режим ускорения времени, поскольку нет внешних угроз, нет необходимости адаптироваться к изменяющимся условиям. Для экономии энергии организм может даже слегка снизить скорость внутреннего времени, поэтому время внешнее «летит».
Строчку «Экстремум» мы разберем чуть ниже, перед этим необходимо познакомиться еще с несколькими деталями.

Модель наполненности времени
Эксперимент с разным количеством звуковых сигналов в минуту, влияющий на восприятие ее длины –  очень далек от реальности. В жизни мы воспринимаем огромное количество информации, далеко не всю ее осознаем, по-разному оцениваем ее значимость – в общем модель эта не так тривиальна, как кажется.
Первое ключевое слово: событие. Можно весь день читать книгу, восприняв огромное количество информации, но вечером этот день не будет ощущаться полным, ведь в нем было лишь одно событие: чтение книги.

Рассмотрим второе ключевое понятие. Например, работая консультантом, вы провели за один день 15 встреч с разными людьми. Несмотря на то, что разговор с каждым из них был по-своему уникален, и в целом эти люди разные, вечером не возникнет ощущение «какой это был длинный день». Зато после дня, в котором вы встретили своего старого друга (которого не видели много лет), успели прокатиться на водном мотоцикле (о чем давно мечтали) и увидеть лунное затмение – вы будете поражены насыщенностью этого дня, возникнет ощущение что он равен как минимум неделе. Событий меньше, но они несли новизну – вот где ключ. Здесь не так важна значимость события с точки зрения самого человека, все дело в том, насколько оно обогатило его опыт.

Теперь, выяснив от чего зависит ход и наполненность времени, вернемся к цитате: «Отпуск заканчивается, едва успев начаться: только вы заселились в гостиницу, как уже пора в обратный путь. Но стоит вам вернуться, возникает ощущение, будто вы не были дома целую вечность». Что происходит? Отправляясь в путешествие, навстречу новым впечатлениям и отдыху, человек попадает в поток новых для него событий, несущих новый опыт. Поэтому, если говорить о наполненности времени, каждый день и весь отпуск в целом будет наполненным (казаться длинным), поэтому возвращаясь домой «будто не были дома целую вечность». Если же говорить о ходе времени, отпуск пролетает быстро, поскольку человек находится в комфортных условиях, и субъективное время замедляется. Исключение составляет лишь самое начало отпуска, условно: первый день, который наоборот, тянется очень долго. Причина, как вы понимаете, в процессе адаптации: в ответ на резкую смену условий и поток новых впечатлений организм включает ускорение внутреннего времени как защиту, механизм адаптации к изменениям в среде.

Итак, еще раз: вечером первого дня путешествия, окидывая мысленным взором уходящий день, человек скажет «какой же это длинный день», это –наполненность времени значимыми (несущими новизну, опыт) событиями. День кажется длиннее, чем он был на самом деле. А ощущение хода времени применимо только к текущему моменту. Например, в районе обеда, добравшись наконец до места отдыха, человек отмечает, что вроде бы столько всего уже сделано, а почти целый день впереди.

В следующей статье нас ждет самое интересное: объяснение того, как именно связаны время и сознание, и как сознание способно влиять на время.

 

  • Элла: Все эти состояния не раз испытывала в своей жизни. В статье дана подробная информация. Спасибо Временные процессы-основной фактор 4 измерения. Изучать их просто необходимо
  • Kovcheg Ezop: Спасибо за интересную статью! Кто выиграл время, тот выиграл всё! Не спи в очарованном мире души, Прорви одеяния тёмной ночи, Очнись, а не то круговерть унесёт Потоком, бурлящим страстями, тревогой. И жаждой желаний ты будешь страдать. Лови же минуту, учись сознавать Иллюзии жизни пред вечной дорогой. Тогда пред тобою появится верный Путь к свету и знанью основ Мирозданья, Спроси же у сердца, о чём его знанье, Поверь ему, путь обретёшь ты безмерный. Зачем же, скажи мне, зачем ты стремишься За ветром угнаться, что спорит с листвой, Срывая с деревьев наряд кружевной, В осенние лужи зачем же глядишься… Увидеть пытаешься небо? Взгляни Ты ввысь и увидишь своё отраженье! И тысячу ликов в безумном круженье, Взлети же сознаньем, века обгони… Кто выиграл время, тот нынче бессмертный, Кто цель осознал, тот её и нашёл, Иначе зачем ты на Землю пришёл? Зачем же отведал плод знанья запретный? Припомни, когда вдруг часы появились, Когда ты узнал дни… а следом года… И понял, что дальше - годов череда, В плену оказался, решётки закрылись. О, пленник времён, здесь игра непростая, Ходы уготованы строгой судьбой, Очнись от забытья - услышишь прибой, Сразись же с привычкой, тщету прерывая. И рыбки златой ты расслышишь наказ… Спроси о победе, о Фениксе птице, Моли о живой, серебристой водице, И выпей весь кубок столетий! Сейчас! Ты вспомнишь о всех временах и народах, О сказках и былях, рабах и царях, Падут все замки на тяжёлых дверях, Разрушишь тюрьму, поплывёшь в неба сводах… Мольер, подарил нам Слова золотые: «Кто выиграл время – тот выиграл всё!» Лишь гений границы времён пересёк, Найдя в своём сердце миров кладовые… Что может быть ценнее Времени? Для каждого и для всех… Но как люди используют его? Тратят… не сознавая, что тратят главное своё богатство. Тому есть причина. Время жизни – школа для ума. Можно тратить время, если знаешь, как и где приобрести! Время – это путь самопознания.
(t) 2011-2013